В арт-центре «Красный» 8 октября 2019 г прошло очередное мероприятие в рамках проекта «Лабораториум».
ПРОЕКТ «Лабораториум» стартовал 2 года назад, за это время успели обсудить несколько интересных работ. На этот раз в «Красном» коллективному обсуждению подлежал триптих художника Евгения Заремба «Красная лента» — задача для трех десятков любителей искусства, пришедших решить своеобразный тест, состояла в следующем: рассмотреть все части триптиха по отдельности, изучить манеру художника и в итоге выяснить, о чем хотел рассказать автор в своем произведении. Хотя куратор проекта Мария Шеверева сформулировала задачу более концептуально, объяснив, что обычно художник существует сам по себе, наносит на холст свои мысли и чувства вдали от галереи, а потом в галерею приходит зритель и пытается — каждый по-своему — воспринять суть созданного произведения. А вот в Арт-центре «Красном» предоставляется уникальная возможность собрать вместе эти три составляющие — художника, зрителя и картину.

Разумеется, в любом произведении искусства каждый видит что-то свое, но с абстрактной живописью тут дело обстоит еще сложнее. Пусть даже Евгений Заремба не слишком уверен, что его триптих можно назвать абстракцией. «Мои работы понимать не надо», — сказал он однажды в интервью, но теперь на вопрос корреспондента: «Зачем же тогда согласились участвовать в процессе понимания?» — по секрету признался, что просто стало любопытно, никогда еще его картины не анализировались зрителями.

Публика состояла в основном из милых и серьезных женщин, поэтому и восприятие оказалось вполне женским. «Это собачья шерсть!» — не слишком усложняя, предположил первый общественный эксперт, после чего оценки и предположения стали постепенно приобретать почти что метафизический оттенок. Перебрали почти все что можно — и «движение природы», и «движение чувств», но в конце концов сошлись на том, что на картине изображена все-таки трава. А вот при чем здесь красная лента — осталось не до конца понятным.
Мария Шеверева напомнила о том, что в эпоху Возрождения в центре искусства всегда находился человек, и лишь после того, как авангардисты разобрали на части все, что было до них, стало возможным изображать просто… траву. А после того как куратор использовал слово «экзистенциальность», Заремба не выдержал и признался, что согласен почти со всеми высказываниями, которые прозвучали. Он ведь интуитивный художник, а «интуиция» — понятие настолько неопределенное…
— Да, — сказал он, — это действительно трава. Но в то же время это и некие переходы границ — границы света и тени, границы каких-то независимых друг от друга процессов. Ведь в физике, например, именно в момент перехода предмета в новое состояние и начинается самое интересное.
Таким уровнем абстрактного мышления, как у автора триптиха, кажется, никто в зале не обладал. Даже видавший виды художник Сергей Мосиенко предпочел не рассуждать о такого рода тонкостях и ограничился технической стороной вопроса, рассказав о трудоемкости изготовления многослойной живописи.
В финальной части обсуждения любители прекрасного выслушали короткую лекцию ведущего специалиста художественного музея Ольги Куржуковой, которой удалось внести некоторую ясность в несколько сумбурное обсуждение.
А что касается красной ленты, пересекающей по горизонтали все три части картины, то все сошлись на том, что это символ границы, знак какой-то важной черты: каждый вправе решать, стоит ли заходить за нее. А если стоит, то сможешь ли ты потом вернуться назад?

Возврат к списку

Оставьте номер телефона и мы с вами свяжемся

Форма отправлена