✔️Помните, когда вы решили стать художником?

-Желание отображать окружающий мир появилось у меня довольно рано. Все детство я провел на севере Омской области. До тайги было 15 минут пешком. На летних каникулах все дети как дети, а я постоянно в лесу с этюдничком. Сознательно готовился к поступлению в институт на художника, в 14 лет у меня уже прошла первая персональная выставка.

✔️Вы не так давно живете в Новосибирске. Как переезд повлиял на работу?

— Да, я переехал из Омска в начале 2017 года. Мне работается везде хорошо, где бы я ни был. Но Новосибирск более динамичный. Он открытый, развивающийся, легко принимает. Это мне нравится.

✔️Вы пишете с натуры или в мастерской? Ваши работы хоть и напоминают природу, выглядят достаточно абстрактными.

— После окончания института я с натуры не писал вообще. В 2012 году выехал первый раз на пленэр. Первое время получалось натурно, но постепенно нашел свой подход. Мне стало интересно погружаться в атмосферу и заниматься созданием образа места. Прошло 4–5 пленэров, я начал находить верные подходы, цвет и пришел к тому, чем занимаюсь сейчас.

Само место — это только точка отсчета для создания работы. По этюду я продолжаю работать на больших размерах в мастерской. Там уже пытаюсь перенести не только образ места на холст, но и добавляю свои символы и смыслы в изображение.

✔️Какие символы?

— Самые простые: берега, течение, река, вода, плюс и минус, их соединение и разъединение, камень на перепутье как символ момента выбора пути человека. У всех бывают ситуации, когда решения меняют все в жизни. Такие моменты, точки бифуркации, для меня очень важны. В них пульсирует жизнь, они меняют все наше настоящее и будущее. На примере простых природных символов стихий я своими работами говорю о природе, человеке и вселенной.

✔️Читала, что раньше вы работали без эскизов. Сейчас их роль, по сути, выполняют этюды. Почему вы изменили метод работы?

— У меня были разные периоды, и в них я работал по-разному. Раньше постоянно думал, как мне найти такую формулу, чтобы не мучиться в процессе? Но сейчас этот момент отпустил и понимаю, что мучения, сомнения, неудачи — это обычные составляющие рабочего процесса. Когда есть преодоление, всегда получается лучше. Поэтому переделывать — абсолютно нормально. По крайней мере для меня.

В один из прошлых периодов я сразу наносил краски. Сейчас могу начинать и заканчивать работу, опираясь на эскизы, а иногда начинаю с одного, а в итоге все получается совсем иначе.

✔️Никогда не знаете, как завершится работа?

— Да. Все должно как-то само складываться. Для меня это общий принцип и в работе, и в жизни. Не форсирую и никогда не упираюсь. Работа начинается с импульса и затем может постепенно уйти в сторону. Но если бы я не начал с одного, то не родилось бы той картины, которая получилась в итоге.

✔️Как вы относитесь к своим работам из других периодов?

— Не могу сказать, что плохо, но не хотел бы, чтобы они были в общем доступе. Я отсек их от себя и считаю неправильным сравнивать свои ранние периоды с настоящим. Не отрицаю своего творческого прошлого, но сейчас я в другом состоянии и хочу, чтобы меня знали таким.

✔️Вы сказали, что работаете со стихиями, но у меня сложилось впечатление, что не с ними даже, а с глубинными основаниями человеческого существования. Ты смотришь на полотно, не можешь понять, что на нем изображено, и при этом чувствуешь сильнейшее эмоциональное воздействие.

— Я хочу понять, как все устроено, и пытаюсь перенести это понимание на холст. Для меня живопись — это размышление об устройстве мира, о том, как происходит взаимодействие между ним и человеком. Мне близок подход, в котором человек рассматривается как открытая система, приемник внешних воздействий, и интересно разбираться, насколько и чем в искусстве можно это воздействие усилить.

✔️Как устроена сейчас ваша жизнь? Вы пишете каждый день?

— Да, каждый день стараюсь красить. Это слово у нас еще со студенчества. «Писать» или «рисовать» звучит слишком высокопарно. Не всегда выходит работать ежедневно, иногда мешают бытовые или организационные дела. Вдохновения, конечно, не жду. Вообще не понимаю, что это такое. Сидеть, ждать чего-то и не начинать работу без особого состояния мне кажется странным. Все приходит в процессе. Что-то получается, что-то нет, ты мучаешься, ищешь, и когда находишь решение, тогда работа начинает идти гладко. Это, наверное, и можно назвать вдохновением. Но чтобы оно пришло, нужно начать действовать. Без ежедневной работы вдохновение на тебя так просто не свалится.

✔️На какое время у вас обычно приходятся пики активной работы?

— Когда темнеет. Очень много уходит на настройку, раскачку, прокрастинацию. Для настроя нужно чая попить, поймать волну внутри себя. Но если чувства захлестывают, в этом состоянии тоже не могу работать. Надо успокоиться, покурить.

Процесс идет по-разному. У меня же многослойные работы. Один слой должен просохнуть, прежде чем я смогу наложить новый. Поэтому, чтобы можно было работать постоянно, мне приходится заниматься сразу несколькими холстами. Бывает, когда есть мысли, до десяти работ одновременно делаю. Но когда нахожусь на завершающей стадии, остаются одни подмалевки, и я понимаю, куда всё идет, погружаюсь уже основательно только в одну работу.

Если ты дорогу протаранил и у тебя борта появились, то остается только идти вперед. Но, с другой стороны, путь может быть и ошибочный. Бывает, закончу и чувствую: что-то не то. Тогда переделываю и чаще всего основательно.

✔️Вам хотелось когда-нибудь переделать уже проданную работу?

— Я не продаю работы, в которых сомневаюсь. Они вылеживаются в мастерской, пока не придумаю, что с ними сделать. Незавершенные холсты я вообще стараюсь никому не показывать. Раньше художники накрывали свои недоделанные картины кусками ветоши и таким образом прятали их от посторонних, чтобы никто не мог вмешаться в их работу. Я это очень хорошо понимаю. Не только критика, но и похвала могут сбить настрой.

За тот кусок, который похвалили, ты потом будешь держаться до последнего, и это поломает весь процесс, поскольку помешает естественному ходу твоего поиска. Или, наоборот, могут сказать, что кусок неудачный и его надо изменить. Но если человек смотрит недоделанную работу, он ведь не знает, во что в итоге эта часть может трансформироваться.

Я обычно специально закрашиваю как «хорошие», так и «плохие» куски, чтобы быть свободным от чужого мнения. Когда работа закончена, она сама себя защищает, а пока она еще в процессе, о ней нужно заботиться. Как о ребенке.

✔️У вас висят дома работы Евгения Зарембы?

— Дома я вешаю только работы других художников, а вот в мастерской оставляю только свои. Там чужие работы могут сбить настрой, атмосферу.

✔️Часто удается выставиться за рубежом?

— В последнее время, к сожалению, нет. Мне иногда пишут и приглашают на выставки в других странах, но сейчас не хватает работ. Чтобы сотрудничать с зарубежными галереями, нужно иметь в наличии холстов сто. Несколько лет назад из-за нужды мне пришлось продать в рассрочку большую партию своих картин. С тех пор еще не накопил свободных работ. Поэтому так получается, что я вроде и крашу много, и холстов не хватает.

✔️Как думаете, вы счастливый человек?

— Скорее всего, да. А как еще? Мне, по крайней мере, есть, за что держаться в этой жизни. Что бы со мной ни происходило, как бы ни мотало, у меня есть работа и желание что-то делать. Если это сломается, я не знаю, что тогда будет.

Возврат к списку

Оставьте номер телефона и мы с вами свяжемся

Форма отправлена